ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том LV, С. 362-369
опубликовано: 21 февраля 2024г.

ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

«Перемышль — знаменитый город Руси». Гравюра. 1617 г.«Перемышль — знаменитый город Руси». Гравюра. 1617 г. Образована, по-видимому, в 1219/20 г., отделена от Галицкой епархии или Владимиро-Волынской епархии, с XV в. Перемышльская и Самборская, в 1693 г. перешла в унию. П. е. была западной частью Киевской митрополии (см. ст. Западнорусская митрополия), территория епархии являлась украинско-польск. пограничьем. Центр - г. Перемышль (ныне Пшемысль, Польша), впервые упомянут в летописи под 981 г., с периода между 1083 и 1086 гг. до 1344 г. входил в Галицко-Волынское княжество (см. в ст. Галицкая Русь), затем принадлежал Польше.

Первым достоверно известным Перемышльским епископом был свт. Антоний (Добрыня Ядрейкович). Поставленный Новгородским епископом в 1210 г. по желанию кн. Мстислава Мстиславича, Антоний был смещен с кафедры осенью 1218 г. (см. в ст. Новгородская и Старорусская епархия) и отправился в Киев к митр. Матфею, который в 1219/20 г. назначил Антония на П. е., возможно тогда же организованную. По-видимому, это было сделано по желанию кн. Мстислава, во владениях которого находился Перемышль. В 1225 г. Перемышль заняли венгры, еп. Антоний оставил кафедру и вернулся в Новгород. Под 1241 г. в Ипатьевской летописи рассказывается о том, что не названный по имени Перемышльский епископ вступил в конфликт с галицким кн. Даниилом Романовичем, поддерживая притязания на Галицкий стол кн. Ростислава, сына Черниговского вел. кн. св. Михаила Всеволодовича. П. е. была частью существовавшей в XIV в. Галицкой митрополии (см. в ст. Галицкая епархия). Перемышльский архиерей участвовал в хиротониях епископов, совершавшихся Киевским митр. св. Феогностом во время его поездок на юг Руси в 1328-1335 гг.

Гипотезы о создании П. е. в кон. XI в., XII в. по большей части основаны на поздних и ненадежных источниках. В визант. перечнях епископий 2-й пол. XII в. Перемышль отсутствует. Перемышльская кафедра упомянута в списке епархий времени имп. Михаила VIII Палеолога (между 1259 и 1261-1282). В новейшей литературе образование епископии в Перемышле относят к XIII в. (см., напр.: Gil, Skoczylas. 2014. S. 62). В. Н. Татищев упоминает о древней епископии в Перемышле, перенесенной в Галич, но источник этого утверждения неизвестен (Татищев В. Н. История российская. М., 1964. Т. 3. С. 60). В поздних документах фигурируют епископы с титулом «Самборский»: Авраамий (под 1254), Евфимий (под 1292), Антоний (под 1295). Ранними источниками существование отдельной Самборской епархии не подтверждается.

В начальную эпоху территория П. е. включала Перемышльскую, Саноцкую, частично Краковскую и Белзскую земли. В кон. XVI-XVII в. П. е. занимала территорию Перемышльской и Саноцкой земель, зап. части Львовской земли Русского воеводства, Любачевского повета Белзского воеводства, Сондецкого и Бецкого поветов Краковского воеводства, староства Спишского, а также юго-восток Сандомирского воеводства. На востоке П. е. примыкала к православным Холмской и Львовской (см. Львовская и Галицкая епархия) епархиям, некоторые приходы П. е. размещались почти под Львовом (Городокское наместничество). На северо-западе П. е. граничила с польск. католич. епархиями.

Возможно, 1-й привилей православной П. е. был выдан кор. Казимиром III Великим, при к-ром Перемышль в составе Галицко-Волынской земли присоединился к Польше. В 1407 г. кор. Владислав (Ягайло) подтвердил владения и привилегии Перемышльского православного епископа, право на сбор налогов с подчиненного ему духовенства и независимость церковного суда, освободил владения кафедры от податей и служб, кроме уплаты главного налога - «порадельного». В привилее перечислялись мон-ри: Грушевич, Микулич (Николаевский), Св. Спаса, св. Сусанны, Смольницкий, Лавров св. Онуфрия и «все другие монастыри, какие были подвластны владыке» (Akta gródzkie i ziemskie. 1878. T. 7. S. 51). По-видимому, так ограничивалась возможность передачи этих обителей под патронат частных лиц. В 1535 г. привилей был подтвержден кор. Сигизмундом I Старым. В 1469 г. по жалобе Перемышльского еп. Ионы (Иоанна) кор. Казимир IV Ягеллончик издал декрет о запрете светским судам и лицам вмешиваться в административные и судебные дела епархии. (В жалобе шла речь о том, что, получая подношения от заинтересованных лиц, гос. чиновники удаляют от церквей одних священников и отдают их места другим без ведома и согласия епископа.) В 1509 г. декрет подтвердил кор. Сигизмунд I.

Традиц. церковная жизнь в регионе изменилась после того, как в Перемышле не позднее 1351 г. была учреждена католич. кафедра. В 1384 г. католич. епископия получила здесь крупные земельные пожалования, в 1412 г. ей был передан кафедральный собор в Перемышле. Духовенство и верующие П. е. терпели притеснения от католиков: правосл. священникам запрещалось посещение больных со Св. Дарами, были запрещены правосл. церковные процессии, священнослужителей заставляли отбывать барщину в пользу католич. кафедры. Одно из проявлений неравноправного положения православных в городах Польского королевства состояло в том, что в делах, касавшихся католиков - членов городской общины, православные не могли выступать ни в качестве одной из сторон в споре, ни в качестве свидетелей, т. к. городские судьи отказывались принимать у них присягу в делах, касавшихся «христиан». В 1497 г. на этой почве вспыхнул конфликт между правосл. мещанами Перемышля и городской радой, к-рый рассматривал кор. Ян I Ольбрахт (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 10. № 4. С. 8-12). Ян Ольбрахт удовлетворил требования правосл. мещан, а Сигизмунд I, подтверждая в 1519 г. это решение, позволил им приносить присягу в церкви, а не в костеле. В 1-й пол. XVI в. в Польском королевстве сохранял силу запрет на возведение православных каменных храмов. Когда в 1540 г. православные жители Дрогобыча попытались построить храм в городе, а не в предместье, король запретил строительство; лишь после ряда столкновений православным удалось добиться согласия местной католич. общины на сооружение храма. В 1554 г. аналогичным конфликтом сопровождалось строительство новой правосл. церкви в Самборе.

С XV в. православный епископ имел титул «Перемышльский и Самборский» (в гос. актах - «vladica Premisliensis»). Перемышльский еп. Геласий участвовал в Соборе 1415 г., на котором митрополитом был избран Григорий Цамблак. Сведений о пастырской деятельности Перемышльских архиереев в XV в. документы не содержат. По всей видимости, Перемышльские архиереи были выходцами из местной православной шляхты, которая предлагала кандидатов на кафедру,- о таком праве говорится в документах нач. XVII в.

Состав имений Перемышльской кафедры известен по источникам XVII в. В 1628 г. кафедра помимо Валявы, где находилась резиденция епископа, владела селами: Владыче (ныне в черте Пшемысля), Смильница, Лавров, Спас, Страшевичи, Велюнице, Бусовиско, Микулинцы (в пригороде Перемышля), Подзамче, Вильче; части в Луках и Созани у Самбора, в Ниновичах у Радымно, в Шегинях и Хрушовице (Грушовичах) под Медыкой, в Витошиньце под Перемышлем. Владения были гораздо скромнее собственности римско-католической кафедры.

Встречающиеся в лит-ре имена епископов, якобы занимавших Перемышльскую кафедру в XIII-XV вв. (Иеремия в 1282, Сергий в 1283, 1287, Георгий в 1315, Кирилл Волошин в 1353, Василий в 1385, Афанасий Дрогоевский в 1440), восходят к т. н. грамотам Льва Даниловича, подававшимся при ревизии прав на землю в 60-х гг. XVI в. Их подлинность вызывала сомнения уже у исследователей XIX в. Так, в грамоте 1302 г. в качестве свидетелей выступают митр. Киприан и Перемышльский еп. Иларион. Очевидно, что текст заимствован из документа кон. XIV в., поскольку в 80-х гг. XIV в. действовали Киевский митр. св. Киприан и еп. Иларион.

П. е. делилась на наместничества. Древнейшими являются Дрогобычское, Любачевское и Стрыйское наместничества, упоминаемые в документах с 1578-1589 гг. Из актов правосл. Брестского Собора 1596 г. (см. в ст. Брестская уния 1596 г.) известно о существовании наместничеств в Ярославе, Самборе, Сколе и Перемышле. В 1-й пол. XVII в. существовали также наместничества в Городке, Бече, Мушици. В 1694 г. Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий), незадолго до этого перешедший в унию, на епархиальном собрании сообщил сведения о епархии, к-рая в то время была разделена на 31 деканат: Беч, Бирча, Высоцкое, Городок, Добромиль, Дрогобыч, Жукотин, Затварница, Кросно, Лежайск, Леско, Любачев, Мокряны, Мостиска, Мушина, Мысцова, Ланки, Пельня, Поромнык, Перемышль, Самбор, Санок, Судовая Вишня, Сколе, Ст. Соль, Ст. Самбор, Стрый, Тарногрод, Ярослав, Яслиска, Яворов. Очевидно, деление на деканаты в кон. XVII в. совпадало с предыдущим делением правосл. епархии на наместничества.

В 1564-1589 гг. в П. е. насчитывалось 565 сельских и 42 городских прихода, из них в Перемышльской земле - 380 сельских и 24 городские общины, в Саноцкой земле - 185 сельских и 18 городских приходов. В 1694 г. епархия имела 1120 приходов с населением 100 тыс. чел., в т. ч. 3 тыс. шляхтичей (Bendza. 1982. S. 102). Наибольшее количество действовавших церквей было в Перемышле. В древнейший период в городе были построены церковь-ротонда во имя свт. Николая и собор св. Иоанна Крестителя. В XVI - нач. XVII в. действовало ок. 20 храмов: собор в честь Рождества св. Иоанна Крестителя (построен в 1543 вместо сгоревшей церкви, сведения о к-рой относятся к 1500-1535), св. Иоанна Крестителя во Владыче (известен по неск. привилеям XVI в.), Спаса-Преображения, св. Илии на Гарбарах над р. Сан, Рождества Господня над Саном, Пречистой Богородицы, монастырская в честь Собора Пречистой Богородицы (известна с 1543), св. Лаврентия, Богоявленская, Св. Троицы (все - в Засанье), свт. Николая Чудотворца (возможно, в предместье Подгорье), кладбищенская ц. Благовещения Пресв. Богородицы, монастырская ц. Св. Троицы по ул. Добромильской (известна с 1611), св. Петра (позднее костел иезуитов), св. Георгия (Юра) на Гарбарах, Рождества Пресв. Богородицы на Болони, арх. Михаила на Подзамче, Кучиновская (Начановская) на левой стороне дороги к Ярославу за Саном, неизвестного посвящения на Подзамче, монастырская на Вильче (Никоровыч. 1879. С. 28-49). В краю имелись церковные школы для обучения чтению и письму. О нехватке образованных людей среди духовенства, в т. ч. высшего, писали полемисты в кон. XVI - нач. XVII в.

В XVI в. на Перемышльской кафедре сменилось 8 епископов. Еп. Антоний (упом. в 1506-1519) отстаивал интересы православных; собирал епархиальные съезды с участием духовенства, шляхтичей и горожан; игнорировал запрет на колокольный звон в правосл. храмах; несмотря на запрещения, совершал крестные ходы; боролся против латинизации паствы, подсудности правосл. духовенства католич. епископу. Еп. Антоний присутствовал на Соборе Киевской митрополии в Вильно (25 дек. 1509 - 18 янв. 1510), созванном митр. Иосифом II (Солтаном). В номинационной королевской грамоте 1528 г. на Перемышльскую кафедру Лаврентию (Терлецкому) говорится о поддержке его кандидатуры перемышльской шляхтой «русского обряда». В 1535 г. еп. Лаврентий получил королевское распоряжение ввести в должность наместника Галицкой епархии львовского мещанина Макария Тучапского, получившего благословение Киевского митрополита. Еп. Лаврентий присутствовал на Соборе во Львове в 1539 г., созванном Львовским еп. Макарием. При еп. Лаврентии, пользовавшемся уважением паствы, в 1543 г. в Перемышле было построено каменное здание кафедрального Иоанно-Предтеченского собора взамен сгоревшей церкви.

Антоний (Радиловский) в 1537-1549 гг. являлся коадъютором еп. Лаврентия, по желанию последнего стал его преемником на Перемышльской кафедре, которой управлял более 30 лет. Он частично возвратил кафедре имения, утерянные ранее, и приобрел новые, в 1546 г. добился освобождения самборского духовенства от уплаты некоторых податей. Он получил от кор. Сигизмунда II привилей о подсудности его и последующих Перемышльских епископов исключительно королю или королевским комиссарам (1553), добился от короля запрещения польск. шляхтичам в Саноцкой земле препятствовать своим правосл. подданным в отправлении богослужений. В результате судебного процесса Антония с католич. Перемышльским епископом правосл. кафедра перестала выплачивать десятину с церковных имений в пользу католич. еп-ства. Еп. Антоний получил разрешение на строительство церквей: в Нов. Самборе, в имении католических епископов г. Радымно, в Перемышле. При храмах строились дома для священников, на церковной земле Владыче были построены дома для клирошан. Архиерей поддерживал «русских» ремесленников в Перемышле, предоставив им церковные земли; возобновил работу школы в Перемышле (1548), создал училище в Саноке (1551). Еп. Антоний основал церковные братства: при ц. Св. Троицы в Судовой Вишне (1563) и при перемышльском кафедральном соборе (известно с 1571), также было образовано братство при Крестовоздвиженской ц. в Дрогобыче (известно с 1556; с 1589 упом. братства при дрогобычских церквах св. Юра и вмц. Параскевы). В 1578 г. архиерей добился назначения своим преемником племянника Ивана Радиловского, однако в 1581 г. уступил епархию Стефану Брылинскому (в монашестве Арсений).

При еп. Арсении (Брылинском; 1585/1586 - нач. 1591) епархия пришла в упадок. В 1581 г. галицкие правосл. дворяне в письме митр. Онисифору (Девочке) сообщали о том, что П. е. отдана тиуну Стефану Брылинскому, подданному перемышльского старосты. Староста распоряжался имениями кафедры, и Брылинский ему не противоречил. Кроме того, номинированный епископ был человеком, «не ученым в Слове Божьем». Несмотря на то что шляхтичи просили не рукополагать Брылинского во епископа, он был хиротонисан. После кончины еп. Арсения в 1591 г. митр. Михаил (Рагоза) поручил Львовскому еп. Гедеону (Балабану) провести ревизию П. е. По донесению еп. Гедеона, дела в епархии были в полном расстройстве: священнослужители не слушались епископа, не приезжали к нему, не брали св. миро, совершали беззаконные браки, среди священнослужителей было много двоеженцев. При еп. Арсении восстановили Спасскую ц. за Старым городом.

Наиболее известным Перемышльским архиереем был Михаил (Копыстенский; 1591-1609). Он многое сделал для укрепления церковной жизни и защиты владений кафедры, боролся за ограничение светского патроната над приходами, учредил неск. церковных братств, заботился о развитии школ. Архиерей поддерживал тесные связи с Львовским Успенским братством, помогавшим ему в просветительской деятельности. В 1594-1595 гг. епископ принял участие в подготовке унии православной и католической Церквей. Под влиянием кн. Константина Константиновича Острожского, а также перемышльской правосл. шляхты еп. Михаил отошел от подготовки унии, впосл. был одним из лидеров антиуниат. лагеря, совершал рукоположение священников для правосл. западно-рус. епархий, поддерживал контакты с Россией. В 1606 г. просил у участников рокоша Зебжидовского защиты от насильственных действий униат. Киевского митр. Ипатия Потея. После смерти в 1607 г. Львовского еп. Гедеона (Балабана) Перемышльский еп. Михаил возглавил православных в Речи Посполитой. На православный Брестский Собор в 1596 г. (см. в ст. Брестская уния 1596 г.) вместе с еп. Михаилом приехали 9 чел. из П. е.: самборский наместник Андрей, протопоп из Мильчиц Леонтий Варваровский, ярославский протопоп Иоанн, перемышльский протопоп Петр, смильницкий игумен иером. Сергий Елнух и миряне - Михаил и Прокоп Литинские, Лукаш Боярский, Андрей Вилчек. Представители шляхетского рода Литинских играли большую роль в борьбе против униатов на Перемышльской земле. Уроженец этих мест, правосл. полемист Иоанн (Вишенский), родившийся в Судовой Вишне, часто посещавший Свято-Спасский монастырь, Перемышль, с. Угорники, писал в соч. «Зачапка мудраго латинника с глупым русином» (ок. 1608-1609): «церковь Перемышльская в Малой России в захованию (сохранении.- Л. Т.) веры непорочности от всех прочих честнейшая» (Иоанн (Вишенский), мон. Соч. / Ред.: И. П. Ерёмин. М.; Л., 1955. С. 170), т. о. высоко оценив деятельность еп. Михаила (Копыстенского) и правосл. шляхтичей.

При преемниках еп. Михаила П. е. была ареной острой борьбы между униатами и православными за епископскую кафедру и ее владения, за отдельные приходы и мон-ри. В 1610 г. король отдал П. е. сотруднику королевской канцелярии католику Александру Крупецкому (см. Афанасий (Крупецкий)), кандидатуру к-рого поддерживал католич. Перемышльский еп. Станислав Сецинский. В июне 1610 г. Крупецкий был рукоположен во епископа на П. е., дав униат. митр. Ипатию Потею письменное обязательство всегда быть верным унии. Против Афанасия выступили всё духовенство П. е. и правосл. шляхта, выдвинувшие своего кандидата - Яна Хлопецкого-Сушку, который скончался в 1611 г. Православные в Перемышле и Самборе не допустили Афанасия (Крупецкого) до исполнения епископских обязанностей. В 1614 г. Афанасий жаловался в люблинский трибунал на не подчинявшихся ему духовных лиц и паству.

При восстановлении в 1620-1621 гг. Иерусалимским патриархом Феофаном IV западнорус. православной иерархии на Перемышльскую кафедру был рукоположен Исаия (Копинский). Афанасий был вынужден уехать из Перемышля и поселился в униатском монастыре Св. Спаса в Ст. Самборе. Исаия (Копинский) не имел возможности находиться в П. е. из-за враждебных действий со стороны польск. правительства и жил, гл. обр., в православных монастырях Левобережья под защитой казаков. Власти признавали Перемышльским епископом униата Афанасия (Крупецкого). На рубеже 20-х и 30-х гг. XVII в. управление П. е. по поручению митр. Иова (Борецкого) осуществлял архим. Киево-Печерского монастыря св. Петр (Могила). Известна грамота последнего Перемышльскому братству от 21 янв. 1631 г. с наставлением, в которой отмечалось, что митрополит дал архим. Петру «в той епископии над вами, православными, власть».

В соответствии со «Статьями для успокоения народа русского греческой религии» (нояб. 1632) П. е. должна была навсегда принадлежать православным, униат. еп. Афанасий (Крупецкий) получил санкцию лишь на пожизненное управление кафедрой и ее владениями. На время, пока Афанасий занимал Перемышльскую кафедру, правосл. Перемышльский епископ должен был получить во владение Свято-Спасский, Смольницкий мон-ри и мон-рь Св. Онуфрия, а также ежегодное жалованье из казны в 2 тыс. злотых. В 1633 г. часть шляхты предложила на правосл. Перемышльскую кафедру Ивана Романовича Попеля, др. часть выдвинула кандидатуру Семена Гулевича-Воютинского, 3-м кандидатом стал Варлаам Брошневский. Несмотря на то что двоеженец Попель не имел поддержки Киевского митр. свт. Петра (Могилы), 18 марта 1633 г. он получил королевский привилей и сделал попытку захватить кафедру. В дек. следующего года Попель скончался, не получив хиротонию.

В марте 1635 г. король согласился на кандидатуру луцкого земского писаря Гулевича-Воютинского, принявшего монашество с именем Сильвестр. Ему была передана часть владений П. е.: после смерти Афанасия (Крупецкого) правосл. епископ должен был получить все имения кафедры, кроме нескольких, переданных следующему униат. епископу. Вопреки королевскому декрету между Крупецким и Гулевичем-Воютинским развернулась борьба за владения кафедры. Униат. епископ жил в Спасском мон-ре, который, по декрету короля, принадлежал правосл. кафедре. Еп. Сильвестр в 1636 г. захватил обитель и изгнал из нее Афанасия, также была захвачена епископская резиденция в Перемышле. В начавшемся по жалобе Афанасия судебном процессе Сильвестра поддержал митр. Петр (Могила). Требования Крупецкого разделяла часть шляхты на сеймиках в Прошовицах, Щроде (Сьроде), Опатове, Судовой Вишне и Белзе. В 1637 г. еп. Сильвестр был приговорен к инфамии - лишению гражданских прав. В 1641 г. архиерей был восстановлен на кафедре, но мон-ри, которые он первоначально получил, передавались униатам, а после смерти Сильвестра кафедра должна была отойти униат. епископу. В 1643 г. Сильвестр вновь силой занял мон-рь Св. Спаса, после чего был снова лишен кафедры; умер в 1645 г. в Каменце-Подольском. В 1642 г. еп. Сильвестр принял участие в Синоде в Яссах, на к-ром обсуждались сочинения Кирилла Лукариса (см. Кирилл I Лукарис). Архиерей пользовался поддержкой православных Перемышльской земли - мещан, шляхты, крестьян.

В течение 5 лет П. е. находилась под властью Афанасия (Крупецкого). После победы армии Б. М. Хмельницкого под Зборовом в авг. 1649 г. и подписания Зборовского соглашения королевским дипломом от 12 янв. 1650 г. было постановлено, что Перемышльскому правосл. епископу должны перейти мон-рь Св. Спаса и др. мон-ри, а после смерти Афанасия (Крупецкого) - все имущество кафедры. 25 июня (по др. данным - 15 июля) 1650 г. Киевский митр. Сильвестр (Косов) назначил на П. е. Антония (Винницкого), 27 сент. Антоний получил привилей на кафедру от кор. Яна II Казимира. При поддержке правосл. шляхты и клироса кафедрального собора епископ вернул владения кафедры, Афанасий (Крупецкий) сбежал из Свято-Спасского мон-ря в Валяву. После поражения казаков под Берестечком (18-30 июня 1651) король утвердил в Перемышле коадъютора Афанасия униата Прокопия (Хмелёвского) и декретом от 31 июля 1651 г. аннулировал все уступки православным на территории П. е. Однако осуществить этот декрет властям не удалось. Антоний при поддержке паствы не допустил Хмелёвского во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Хмелёвскому, а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) были безрезультатны. После смерти Афанасия (Крупецкого) король 21 сент. 1652 г. передал кафедру Хмелёвскому, но он не смог занять кафедру и находился в Валяве.

24 нояб. 1663 г. Антоний (Винницкий) получил от короля назначение на Киевскую митрополичью кафедру (в это же время был дан привилей Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому)). Антония признавали митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. После смерти Львовского еп. Афанасия (Желиборского) в 1666 г. Антоний стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (ныне Мальборк, Польша). В кон. 1666 г. митр. Иосиф был освобожден, но 12 авг. следующего года кор. Ян II Казимир аннулировал данный Иосифу привилей и признал Антония единственным законным митрополитом Киевским. При этом большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил епископом Львовским Иосифа (Шумлянского), отстранив от управления Львовской епархией Антония. В руках последнего осталось только управление П. е. Митр. Антоний добился поставления коадъютором еп. Георгия (Юрия) (Гошовского), его хиротония состоялась в 1667 г. в перемышльском кафедральном соборе, он управлял П. е. в 1667-1675 гг. (Krochmal A. 2016. S. 64). В 1670 г. в Перемышль был назначен униат. еп. Ян (Малаховский), но Антоний не допустил его во владения кафедры (после кончины Антония, в 1690, Малаховскому удалось отобрать у правосл. кафедры 5 деревень в окрестностях Перемышля). В 70-х гг. XVII в. митр. Антоний установил контакты с Россией, в частности через рус. резидента в Варшаве В. М. Тяпкина, и в кон. десятилетия просил у Москвы поддержки в борьбе с планами «новой унии» кор. Яна Собеского.

Антоний (Винницкий) умер в 1679 г. Следующим Перемышльским епископом стал Иннокентий (Винницкий), племянник Антония, поставленный по его желанию. В качестве нареченного Перемышльского епископа Иннокентий присутствовал в 1680 г. на Люблинском съезде, созванном Яном Собеским для соединения православных с униатами. В следующем году епископ участвовал в Варшавском сейме, на который были приглашены и православные, и униатские епископы. В Варшаве Иннокентий тайно присоединился к унии: 26 марта 1681 г. в королевской капелле он зачитал исповедание веры по формуле для переходящих в католицизм православных. В течение ок. 10 лет правосл. общ-во продолжало считать Иннокентия (Винницкого) каноническим архиереем, хотя его деятельность была во многом направлена на подготовку открытого перехода П. е. в унию.

В апр. 1691 г. под рук. еп. Иннокентия состоялся епархиальный съезд в Самборе, на к-рый собрались представители 12 наместничеств, 6 игуменов мон-рей и 17 мирян (представители шляхты и церковных братств). Съезд объявил о присоединении П. е. к унии. Участники съезда выдвинули требования: сохранение на кафедре действующего епископа, избрание Перемышльских епископов исключительно из лиц шляхетского сословия греч. обряда из Перемышльской, Саноцкой или Самборской земель; уравнение в правах высшего «русского» духовенства с латинским; освобождение низшего духовенства от налогов; свободный допуск горожан «греческой веры» в магистраты, в цехи, к торговле, к покупке мест на рыночных площадях, сохранение греч. обряда и недопущение латинизации; создание независимой от Киевской Галицкой митрополии. На съезде был утвержден состав новоизбранного перемышльского капитула. Окончательное присоединение к унии было провозглашено на епархиальном съезде в Перемышле в апр. 1693 г. На нем присутствовали представители наместничеств, мон-рей, наблюдатель из Римской курии (миряне на съезде не упом.); собравшиеся приняли католич. Символ веры (с Filioque), установили почитание Иосафата Кунцевича.

Церковь вмч. Георгия в Дрогобыче. Кон. XV — нач. XVI в. Фотография. 2007 г.Церковь вмч. Георгия в Дрогобыче. Кон. XV — нач. XVI в. Фотография. 2007 г.В управлении правосл. П. е. важную роль играл клирос (капитул). Перемышльский клирос был одним из древнейших в Киевской митрополии: его 1-е письменное упоминание относится к 1366 г. В грамотах 2-й пол. XIV в. фигурируют «крилошане», участвовавшие в земельных сделках кафедры (Грамоти XIV ст. / Упоряд., вступна стаття: М. М. Пещак. К., 1974. № 27, 53), в одном из документов упоминается «владычн тивун» (Там же. № 20). Многочисленные акты кон. XV - нач. XVII в. с упоминанием клироса перемышльского собора св. Иоанна Крестителя иллюстрируют участие клирошан в решении различных епархиальных дел, преимущественно судебных и связанных с владениями. Особенно много таких упоминаний сохранилось от времени управления епархией Михаилом (Копыстенским). Имена клирошан названы в документах, связанных с местными церковными братствами: наместник о. Василий, о. Лазарь, еще один о. Василий, иером. Феофан, диаконы Иоанн и Стефан участвовали в предоставлении устава братству при ц. Св. Троицы в Судовой Вишне (грамота еп. Антония (Радиловского) от 18 авг. 1563 (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 6. № 22)). В ставленой грамоте еп. Антония свящ. Василию 1576 г. перечислены местные клирошане: игум. Филарет, отцы Доментиан и Иларион. Перемышльский кафедральный клирос фиксируется также в акте основания братства в г. Ст. Соль при ц. вмц. Параскевы и Воскресения Христова еп. Михаилом (Копыстенским) 26 мая 1600 г. В начале документа говорится, что епископ при учреждении братства советовался с клиросом кафедрального собора.

В XVI-XVII вв., хотя во главе епархиального суда стоял епископ, подписывавший приговоры епархиального суда (в документах суд называется епископским), судебные функции осуществляли члены соборного клироса. Сохранились отдельные протоколы заседаний епархиального суда, старейшие акты датируются 1661-1688 гг. В первые десятилетия протоколы велись на «простой мове», записывались кириллицей, позже судопроизводство было переведено на польск. язык. Как правило, суд рассматривал проступки епархиального духовенства, связанные с нарушениями канонов или норм морали. Иногда разбирались вопросы урегулирования приходской жизни в городах (напр., разграничение территории приходов) и др.

В П. е. действовало большое количество мон-рей. Наиболее значительными были: Свято-Спасский (ныне с. Спас Старосамборского р-на Львовской обл.; упом. в 1407, основан, возможно, в XIII в., в XVI-XVII вв. имел приписные церкви в 3 селах, закрыт в кон. XVIII в.), св. Онуфрия (ныне в с. Лавров того же района; упом. в 1407, основан, возможно, в XIII в., в XVI-XVII вв. имел приписные церкви в 4 селах, в наст. время принадлежит василианам) и Смольницкий (совр. с. Смильница Львовской обл.; упом. с 1407 по кон. XVII в., в XVIII в. здесь действовал базилианский жен. мон-рь, к-рый был упразднен в 1792). Древнейшими мон-рями, также упомянутыми в привилее кор. Владислава Ягайло в 1407 г., были Грушевич, Микулич (Николаевский) и мон-рь св. Сусанны. К XVI в. крупные обители существовали в Добромиле (с приписными церквами в 5 местах, в т. ч. в Перемышле), Черниляве (с одной приписной церковью), Лишне (с одной приписной церковью) и Щеплотах (с 2 приписными церквами). Небольшие монашеские общины имелись в Дорожеве, Колодке, Крушельнице, Корчине, Луке, Лисках, Н. Лужке, Перемышле (Успения Пресв. Богородицы), Унятичах.

Благовещение. Икона. 1579 г. Иконописец Федуско из Самбора (Харьковский художественный музей, Украина)Благовещение. Икона. 1579 г. Иконописец Федуско из Самбора (Харьковский художественный музей, Украина)Как и в соседней Львовской епископии, в П. е. было широко распространено братское движение, характерное для Западнорусской митрополии. Древнейшие письменные упоминания об орг-циях мирян в П. е. относятся к 1556 (братство в Дрогобыче), 1563 (в Судовой Вишне) и 1566 гг. (в Перемышле). В XVI-XVII вв. действовали орг-ции мирян: в Дрогобыче (4 братства), Городке (3 братства), Ярославе (4 братства), Каньчуге, Комарно, Лежайске (2 братства), Любачеве (2 братства), Мостиске, Немирове, Нижанковичах, Олешице, Перемышле (8 братств), Радымно, Самборе (2 братства), Саноке (2 братства), Судовой Вишне (2 братства), Сколе, Ст. Соли (3 братства), Ст. Самборе, Стрые (5 братств). При братствах часто создавались детские и сестринские (женские) организации.

На территории П. е. сложилась сеть школ. Кафедральная школа при соборной церкви в Перемышле действовала, как предполагают, в XIII в., 1-е упоминание о ней относится к 1477 г., ее деятельность активизировалась в кон. XVI в. Городские приходские школы известны со 2-й пол. XVI в., самое раннее упоминание - в 1570 г. школы при ц. Успения Пресв. Богородицы в Ярославе. При ц. св. Филиппа в Нов. Самборе школа была создана не ранее 1600 г., старейшее уч-ще в Стрые существовало до 1591 г. при ц. Вознесения, в Ярославе к 1643 г. была открыта школа при ц. Преображения. Документами засвидетельствовано существование на территории П. е. не менее 23 приходских школ в 18 городах. Братские школы действовали в Перемышле (при храмах Св. Троицы (упом. в 1633) и Благовещения (упом. в 1647, 1670)), Стрые, Комарно и Ярославе. В XVII в. было создано по крайней мере 14-15 братских школ. В 1601 г. при Свято-Спасском мон-ре действовала школа, в к-рой был учителем Дмитрий из Нижанкович (переписчик «Устава великого»).

Об уровне образования православных свидетельствует книгописание, важнейшим центром к-рого был Дрогобыч. Здесь в 1563 г. при ц. Св. Троицы были написаны служебные Минеи на июнь и июль (переписчик Петр), в том же году переписан Апостол, к-рый был подарен Покровской ц. в Губичах, в 1579 г. написан Пролог (Устав), в 1608 г.- Триодь Постная, в 1612 г.- Евангелие-тетр с миниатюрой евангелиста Марка и орнаментальными украшениями; известны еще 2 рукописных Евангелия - кон. ХVI в. и 1631 г. На рубеже XVI и XVII вв. стрыйский дьяк Василий Богоносик из Дрогобыча переписал Апостол и Евангелие. Священник дрогобычской Свято-Троицкой ц. Василий в 1606 г. копировал «Беседы евангельские» свт. Иоанна Златоуста, в 1610 г.- «Сборник цветоносный». В 1612 г. некий Лаврентий купил у Василия в Дрогобыче рукописный Типикон. Большое распространение в регионе имели Учительные Евангелия (сборник толкований воскресных евангельских чтений). Известно более 80 рукописных Учительных Евангелий за период с 1585 г. до кон. XVII в., имевших хождение преимущественно в Прикарпатье, т. е. в основном в пределах П. е.

Сохранились сведения о распространении печатных книг на территории П. е. Вероятно, по заказу Перемышльского еп. Иоанна (Ионы) (Бирецкого) или кого-либо из православных шляхтичей Швайпольт Фиоль напечатал в 1491 г. в Кракове для православных читателей по восточнослав. оригиналам Часослов и Октоих, а также Постную и Цветную Триоди (точная дата неизв.) (Iсаєвич Я. Д. Першодрукар Iван Федоров i виникнення друкарства на Украiнi. Львiв, 1975. С. 19-20). В 1618-1622 гг. в с. Угорцы близ Самбора трудились странствующие печатники мон. Павел (Домжив-Люткович) Телица и иеродиак. Сильвестр, им покровительствовал владелец села А. Ф. Шептицкий. В 1618 г. в переносной типографии был напечатан на «простой мове» краткий катехизис - «Събрание въкратце словес от Божественнаго Писания и з обяснением изложения святых апостол, двунадесяти арътыкулов православнои веры». Издание служило пособием для полемики с иноверцами, а также для богословского образования клира. В Угорцах были изданы также «Часослов, или Молитвослов» (1619) с краткой хроникой, богослужебный сб. «Апостолы и Евангелия чрез все воскресенья и праздники и избранним святым на весь год» (1620). В дек. 1622 г. Павел (Домжив-Люткович) был уже в Минске, где напечатал «Казанье на чиненю памяти по зешлом... господину Александровы Теодоровичу Шептицком», своему меценату. В «Казанье...» говорилось о том, что печатники оставили Угорцы в результате нападения татар. В 1685 г. еп. Иннокентий (Винницкий) выпустил в Уневе кн. «Катихизис, албо Наука христианская» - переработку латинских катехизисов. Издание получило большую популярность, использовалось в проповеднической деятельности православным духовенством, было распространено также среди униатов.

На территории П. е. шла острая межконфессиональная полемика. Традиц. позиция Польской католич. Церкви по отношению к правосл. Церкви состояла в том, что существование такой Церкви на территории гос-ва допускалось, но при этом следовало всемерно контролировать ее деятельность и ограничивать ее разного рода запретами. В условиях активного распространения в Польше протестантизма у части католич. деятелей появился интерес к православным и возникло представление о возможности объединения с православными для противостояния протестантам. Такое мнение высказывал каноник кафедрального католич. капитула в Перемышле полемист Станислав Ожеховский (1513-1566). Он родился под Перемышлем (его мать была русинкой из рода Браницких), после обучения в Германии и Италии служил в костеле в Журавице. Женившись вопреки канонам католич. Церкви, Ожеховский выступал за отмену целибата, подчеркивал свои связи с Русью. В 1544 г. он издал соч. «Baptismus ruthenorum», в к-ром защищал правосл. Церковь от нападок на нее римо-католиков, к-рые, в частности, требовали перекрещивания православных. Ожеховский высоко оценивал обряды «греческой веры», считая ее равноправной с католической, утверждал, что браки священников и причастие под обоими видами не недостаток, а достоинство правосл. Церкви. Важные черты взаимоотношений католиков и православных в 50-60-х гг. XVI в. на «русских» землях Польского королевства получили отражение в напечатанной в Кракове в 1567 г. брошюре «Описание пути», автором к-рой был Бенедикт Гербест (впосл. активный деятель ордена иезуитов). В брошюре рассказывается о том, как в 1566 г. Гербест посетил Львов, Перемышль и ряд др. городов на «русских» землях. Он встречался с католич. Перемышльским еп. Валентином Хербуртом, к-рый говорил Гербесту о «согласии» по мн. вопросам православных и католиков. Гербест также утверждал, что разногласия между православными и католиками незначительны, что желательно объединение для борьбы с протестантами. Впосл. взгляды Гербеста изменились и он критиковал правосл. Церковь в духе Петра Скарги.

Во 2-й пол. ХVI в. Свято-Спасский мон-рь стал одним из центров реформационного движения антитринитариев. Ок. 1567 г. сюда прибыл из Витебска диак. Козьма (Андрей) Колодынский, примкнувший к последователям Феодосия Косого. Для подкрепления своей проповеди Козьма сочинил «Письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому», написанное будто бы в 990 г. в Александрии, где «половец, врач, ученый, достойный человек» Смера оказался по воле Киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича для «ознакомления с христианскою Церковью в Греции». Письмо, найденное будто бы на 12 медных досках, хранившихся в Свято-Спасском (Спасо-Самборском) мон-ре, содержало критику «греческой» веры в духе антитринитариев и предостережение кн. Владимиру не принимать ее. Подделка имела успех и стала важным аргументом в проповеди антитринитариев не только в православной, но и в католической среде.

В Прикарпатье развивалось деревянное храмовое зодчество. XVII веком датируются 2 церкви в Дрогобыче (св. Георгия и Воздвиженская), храм в с. Вовче (ныне Турковского р-на Львовской обл.), ряд храмов на Саноцкой земле (нек-рые перевезены в Музей народного зодчества в Саноке). На территории епархии сложились центры иконописания. Известны иконы сер.- кон. XVI в. из Бартного, Долины, Яблоницы Русской, Великого, Опаровки (Опарувки), Поляны, Потилича (Потелича), Соколовой Воли, Вовче. Из района Дрогобыча происходят иконы кон. XVI-XVII в. Известен Федуско, худож. из Самбора, работавший во 2-й пол. XVI в. Во 2-й пол. XVII в. действовала иконописная мастерская в Рыботичах под Перемышлем, в конце века попович Стефан Медицкий расписал ц. св. Георгия в Дрогобыче. Известны иконы XVI-XVII вв. из Саноцкого региона.

Архив правосл. П. е. достаточно полно сохранился в составе фонда Перемышльской униат. епархии (Archiwum biskupstwa grecko-katolickiego) в Перемышльском гос. архиве в Польше (Archiwum państwowe w Przemyślu). Значительная часть документов фонда относится к правосл. периоду в истории епархии. В кон. XVIII-XIX в. в Перемышле сформировалась б-ка греко-католич. капитула, содержавшая рукописи и книги, происходившие преимущественно из Перемышльской земли (в 1926 б-ка насчитывала ок. 20 тыс. томов). В настоящее время собрание частично хранится в Народной б-ке в Варшаве (Biblioteka Narodowa w Warszawie. Zespół «Bibliotka kapituly grecko-katolickiej w Przemyślu»).

Правосл. кафедра в Пшемысле в юрисдикции Польской Церкви была создана в 1983 г. (см. в ст. Пшемысльская и Горлицкая епархия).

Епископы

свт. Антоний (1219/20 - 1225), Авраамий (1271), Мемнон (1288), Марк (1328, 1331, 1332), Иларион (80-е гг. XIV в.), Афанасий (ок. 1405), Геласий (упом. 15 нояб. 1415), Илия (упом. 21 янв. и 18 окт. 1422; † до 1440), Александр (Афанасий) (Бирецкий; упом. в 1445-1467), Иона (Иоанн) (Бирецкий; упом. с янв. 1469 по окт. 1493), Оника (Иоанникий?) (упом. с февр. 1497 по нояб. 1504), Антоний (упом. с янв. 1506 по 1519), Иоаким (упом. в 1525-1527), Лаврентий (Олехно) (Терлецкий; 1528-1549), Антоний (Яцко) (Радиловский; 1549-1585/86; не управлял епархией с 1581), Арсений (Стефан) (Брылинский; 1585/86 - нач. 1591; управлял епархией как нареченный епископ, не принимая сана, с 1581), Михаил (Копыстенский; лето (?) 1591-1609), Исаия (Копинский; 6 окт. 1620-1628, епархией не управлял), Иван Хлопецкий (1632-1633, не был хиротонисан), Иван Попель (управлял кафедрой в 1633-1634, не будучи хиротонисан), Сильвестр (Гулевич-Воютинский; 14 марта 1635-1645), Георгий (Гошовский; 1667-1675), Антоний (Винницкий; 27 июня (по др. данным - 15 июля) 1650-1679), Иннокентий (Винницкий; ок. 1680-1691).

Униатские епископы

Афанасий (Крупецкий; 1610-1652), Прокопий (Хмелёвский; 1656-1664), Антоний (Терлецкий; 1664 - 29 дек. 1669), Ян (Малаховский; 1670-1691). Униат. Перемышльская кафедра существует в наст. время.

Ист.: Ustawy rządu duchownego in ritu graeco unito diocesii Przemyskiej, na congregacji sobornej uchwalone. [Kraków], 1694; ПВКДА. 1859. Т. 4; Akta gródzkie i ziemskie z czasów Rzeczypospolitej Polskiej. Lwów, 1878. T. 7; 1901. T. 17; 1909. T. 20; Запаско Я. П., Iсаєвич Я. Д. Пам'ятки книжкового мистецтва: Кат. стародрукiв, виданих на Украïнi. Львiв, 1981. Кн. 1; Rejestr poborowy ziemi Przemyskiej z 1628 r. / Wyd. Z. Budzyński, K. Przyboś. Rzeszów, 1997; ПСРЛ. Т. 2. 1998. Стб. 793, 912-913; Ustawy rządu duchownego i inne pisma biskupa Innocentego Winnickiego. Przemyśl, 1998; Katalog druków cyrylickich XV-XVIII w. w zbiorach Biblioteki Narodowej / Oprac. Z. Żurawińska, Z. Jaroszewicz-Pieresławcew. Warsz., 2004; Канонiчнi джерела. Львiв, 2006. Вип. 2: Собор у Перемишлi 1693 р.
Лит.: Малышевский И. И. Подложное письмо половца Ивана Смеры к вел. кн. Владимиру Святому. К., 1876; [Никоровыч Ю.] Схиматисм всего клира греко-католицкой Перемышльской епархии на год 1879. Перемышль, 1879; Добрянский А. История епископов трех соединенных епархий: Перемышльской, Самборской и Саноцкой, от найдавнейших времен до 1794 г., по источникам сочиненная. Львов, 1893; Jabłonowsky A. Polska XVI w. pod względem geograficzno-statystycznym. Warsz., 1902. T. 7. Cz. 1: Rus Czervona. (Zródła dziejowe; T. 18. Cz. 1); Крип'якевич I. Перемишльськi владики в XV ст. // Стара Украïна. Львiв, 1924. № 11. С. 164-165; Андрусяк М. Г. Iван Хлопецький, Перемиський правосл. епископ-номiнат в 1632-1633 рр. // ЗНТШ. 1927. Т. 147. С. 131-140; Лакота Г. Двi престольнi церкви перемиськi. Перемишль, 1937; он же. Три синоди Перемиськi й єпархiальнi постанови валявськi в XVI-XIX ст. Перемишль, 1939; Соневицький Л. Украïнський єпископат Перемишльськоï i Холмськоï єпархiй в XV-XVI ст. Рим, 1955. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1; T. 6); Балик Б. Iнокентiй Иван Винницький, єп. Перемиський, Самбiрський, Cянiцький (1680-1700). Рим, 1978. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1; T. 38); Bendza M. Prawosławna diecezja Przemyska w latach 1596-1681: Studium hist.-kanoniczne. Warsz., 1982; Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989; Могытыч И. Р. Архитектура Галицкой и Волынской земель ХII-ХIV вв. в свете новых открытий // Архит. наследство. М., 1990. Вып. 37. С. 209-222; Piwowar E. Pierwszy synod unicki eparchii Przemyskiej (1693) // Polska-Ukraina: 1000 lat sąsiedstwa. Przemyśl, 1990. T. 1. S. 157-166; Макарий. История РЦ. Кн. 3, 5, 6 (по указ.); Aleksandrowicz W. Rybotycki - ośrodek malarski w 2-j połowie XVII w. // Polska-Ukraina: 1000 lat sąsiedstwa. Przemyśl, 1994. T. 2. S. 341-350; idem. Malarze w związkach artystycznych Przemyśla i ziemi Przemyskiej XV-XVI w. // Przemyskie zapiski historyczne. 1998. T. 11. S. 105-121; Грушевський М. C. Iсторiя Украïни-Руси. К., 1995. Т. 5; Nabywaniec St., ks. Uniccy biskupi Przemyscy w latach 1610-1991: Szkice biograficzne. Rzeszów, 1995; idem. Diecezja Przemyska obrządku wschodniego w okresie sporów prawosławno-unickich // Polska - Ukraina: 1000 lat sąsiedstwa. Przemyśl, 1996. T. 3. S. 39-50; Isajewicz J. Bractwa cerkiewne w diecezjach Przemyskich obrządku wschodniego w XVI-XVIII w. // Ibid. S. 63-74; Мицько I. Про початки Святоонуфрiïвського мон-ря в Лаврови // Лавра: Часопис монахiв Студитського уставу. Львiв, 1999. Ч. 6. С. 27-35; Krochmal J. Unia kościelna w eparchii Przemyskiej w latach 1596-1679 // Premislia Christiana. 1997. T. 7. S. 75-102; Рожко М. Преображенський мон-р в с. Спас на Старосамбiрщинi // Старосамбiрщина: Альм. Ст. Самбiр, 2001. Т. 1. С. 7-14; Довбищенко М. В. Епiзоди з iсторiï унiï в Перемиськiй єпархiï сер. XVII ст. // Дрогобицький краєзнавчий збiрник. 2002. Вип. 6. С. 446-454; Czuba H. Geografia rozprzestrzeniania się ukraińskich rękopiśmiennych Ewangeliarzy kaznodziejskich 2-j połowy XVI-XVII w. // Kultura książki ziem wschodniego i poludniowego pogranicza Polski (XVI-XX w.): Paralele i różnice. Katowice, 2004. S. 283-292; eadem. Relacje nadawczo-odbiorcze w ukraińskich Ewangeliarzy kaznodziejskich 2-j połowy XVI-XVII w. (w zestawieniu z «Postyllę» Mikołaja Reja) // Gatunki mowy i ich ewolucja. Katowice, 2004. T. 2: Tekst a gatunek. Pod. 2. S. 375-383; Lorens B. Bractwa cerkiewne w eparchii Przemyskiej w XVII i XVIII w. Rzeszów, 2005; Motylewicz J. Społeczeństwo Przemyśla w XVI i XVIII w. Rzeszów, 2005; Тимошенко Л. В. Перемишльська правосл. єпархiя i укладення Берестейськоï унiï // Fasciculi Musei Regionalis Brzozoviensis. 2011. N 5. S. 15-31; он же. Крилоси єпископських кафедр Киïвськоï митрополiï у XVI - на поч. XVII ст.: Мiсце в системi церк.-адм. органiзацiï, повноваження та особливостi функцiонування // ЗНТШ. 2017. Т. 270. С. 135-164; он же. Мирянськi органiзацiï Перемишльськоï єпархiï в XVI - на поч. XVII ст.: Ставропiгiйнi чи єпископськi братства? // Unia Brzeska i jej konsekwencje: W 420 rocznicę synodu unłjnego. Warsz., 2017. S. 21-34; Gil А., Skoczylas I. Kościoły wschodnie w państwie Polsko-Litewskim w procesie przemian i adaptacji: Metropolia Kijowska w latach 1458-1795. Lublin; Lwów, 2014; Стецик Ю. О. Василiанськi мон-рi Перемишльськоï єпархiï (XVII-XVIII ст.). Дрогобич, 2014; Krochmal A. Archiwum historyczne eparchii Przemyskiej. Warsz.; Przemyśl, 2016; Флоря Б. Н. Православные и католики в Польском королевстве в 50-60-х гг. XVI в. // ВЦИ. 2019. № 1/2(53/54) (в печати).
Л. В. Тимошенко
Рубрики
Ключевые слова
См.также